Поговорим о списываниях? : сайт Людмилы Гугава
ШПАРГАЛКА по ФИЗИКЕ
2023-06-28
Диалог о списываниях
2023-08-25
ШПАРГАЛКА по ФИЗИКЕ
2023-06-28
Диалог о списываниях
2023-08-25
Показать все

Поговорим о списываниях?

Вы не позволяете списывать? Это ошибка. Вам не позволяют списывать? Это ошибка. Установка «нельзя списывать» — это ошибка. Списывать можно и нужно. Почему я так думаю? Расскажу несколько эпизодов.

Эпизод первый

У нас в школе училась девочка, у нее была абсолютная грамотность. Я была ее классным руководителем. Она все и всегда писала без единой ошибки. Письма и записки, сочинения, изложения и диктанты. Я спросила у нее – а как это так? И она рассказала.

В детстве у нее была горячо любимая игра – она издавала книги. Возьмет тетрадку, разрисует обложку, нарисует иллюстрации и переписывает текст какой-нибудь книжки. Она — и художник, и издатель, и, наверное, даже автор.

Она списывала тексты, а в результате абсолютная грамотность. Называется выписалась. Ее зовут Юля. Я даже имя не хочу менять.

 

Эпизод второй

Мама работала в нашей школе в столовой. Старшая дочь у нее была (и есть) умница и красавица, собранная и ответственная, работящая и энергичная.Радовала маму. Школу, и институт она уже закончила.

Младший сын учился в нашей школе. Тоже был умным и красивым. Но не был собранным и ответственным. Закончил девятый класс и в приступе нахлынувшего восторга порвал тетрадку по физике. Мы вели две тетрадки – одну для теории, другую для задач. Порвал теорию. Он был так счастлив! И я его прекрасно понимаю)) Но мама ему сообщила, что он идет в 10 класс. А я объяснила, что без тетрадки вообще никак.

В тетрадку по ходу нашего продвижения заносились записи законов, правил и определений. К концу девятого класса она несла в себе содержание трех учебников физики – это 7,8 и 9 класс. А к концу 11 класса в ней уже было содержание пяти учебников – добавлялись 10 и 11 класс. Каждый урок мы ее листали и трепали, открывая и зачитывая то, в чем возникала необходимость. На уроке без тетрадки, как без рук.

Мама расхохоталась… И сказала, что сынок будет все лето переписывать тетрадочку заново. А он сел и переписал. В первом полугодии десятого класса этот парень поднял руку столько раз, сколько весь класс не поднимал за все время обучения в школе.

Кто скажет формулировку? – Я! И поднял руку.
Кто знает определение? – Я! И поднял руку.
Кто ответит на вопрос? – Я! И поднял руку.

Во втором полугодии учебная активность сошла на нет. Ушла, как вода в песок. И он снова стал в школе просиживать штаны. Но половину учебного года на каждом уроке он был настоящим Учеником – понимал все, о чем говорилось, и по всем вопросам активно участвовал в полемике. Переписывая тетрадку по теории, человек списывал, а в результате полностью вошел в тему. Имя называть не буду. Не знаю захочет ли этого он.

 

Эпизод третий

В нашей школе было два учителя физики – я и Нина Ивановна. Она была легендой нашей школы.
Пришел ко мне однажды папа моего ученика. Мальчишка получил то ли тройку в четверти, то ли двойку по контрольной. И папа с возмущением: как он мог получить у Вас такую оценку, если я учился у самой Нины Ивановны?! Логика у отца, конечно, железная. Улыбаюсь даже сейчас. Но какой авторитет у Нины Ивановны!

Она была очень сильным преподавателем и человеком старой закалки из поколения моих родителей. Она категорически не признавала списываний и бдительно контролировала учеников.

А я вела свою линию. Ученик не выполнил домашнее задание, и я не принимаю довод «не понял, как решать».
Ты знаешь кто в вашем классе решил? Спроси. Спросил, но не понял его объяснений – спиши. Я не буду организовывать ваши списывания. Позаботьтесь сами. Две задачи спишешь, одну из них поймешь. А может и обе. А может и не поймешь. Но тут на уроке разбираем следующую подобную и ты наконец понимаешь. Понял! И тогда смотришь домашнюю заново, а она уже понятна. Важно, чтобы она у тебя была, чтобы было куда посмотреть.

На родительских собраниях я говорила то же самое. И родители соглашались. Я говорила, что нужен процесс, нужен конвейер. Что-то ты понял и объяснил другому. Чего-то не понял и спросил у другого.

А однажды Нина Ивановна увидела у учеников мою шпаргалку, она оторопела. Шпаргалка – это условное название. У нас выписаны все формулы, и я требую, чтобы шпаргалка лежала на столе. Как только приступаем к задаче, так начинаем искать нужную формулу. А я еще и подсказываю какую и где найти. И это я от них требую, а не они тайком подглядывают.

Так вот сначала Нина Ивановна оторопела, но промолчала. Потом пришла с вопросами. А потом сказала, что это умная вещь. А я стала периодически говорить о том, что по-хорошему это нужно выкладывать для учеников на экзамене. Это справочные материалы. Справочники обязательны для любого специалиста – для юриста, бухгалтера, портного или повара. У каждого свои. А чтобы справочником пользоваться нужно в этом соображать. Нужно быть специалистом.

Вот почему на экзамене не выкладывают такие справочники? Но вопрос был риторическим. Я просто сотрясала воздух. Однако, через семь лет нашей совместной жизни в кабинете физики, Нина Ивановна понесла эту идею в администрацию и в коллектив. У нее ушло два года на работу с коллегами. И школа тоже поверила.

Мы напечатали на листах А4 формулы по физике – справочный материал. И на экзамене положили на их столы. У всех взрослых была только одна забота – давайте им только наши распечатки, чтобы они не занесли свои. А то могут что-нибудь приписать или что-нибудь пронести. Инфекционную болезнь под название борьба со списыванием вылечить трудно. А дети в это время сидели на экзамене и сосредоточено работали. Это было классно.

Потом формат проведения экзаменов изменился и их перестали проводить внутри школы. А переубедить всех про списывания, про шпаргалки и справочники – это дело неподъемное. Хотя раньше я думала, что и в школе это невозможно. Однако… Однако, людей убедили и перестроили.

 

Эпизод четвертый

После уроков ко мне в кабинет приходит завуч и взволнованным голосом сообщает:
— Дети сказали, что Вы когда собираете тетради на проверку, предупреждаете их заранее кто что будет сдавать?..

Видит мою спокойную реакцию и добавляет.
— Вы представляете, они сказали, что Вы их предупреждаете за неделю. Ой, они что-нибудь как наговорят…
Она хочет, чтобы я это опровергла. Чтобы выяснилось какое-то досадное недоразумение.

Но я подтверждаю слова детей. Она не понимает. Какая же это проверка? Как так можно? Это непозволительно.

И я отвечаю:
У меня нет цели поймать Ученика на ошибке или на невыполненной работе и наказать его. У меня нет цели запугать физикой. Это мне никак не нужно. Я преподаю физику. Мне нужно, чтобы они над предметом работали. Вот тогда и будут результаты. Один обнаружит для себя интересную науку, другой пойдет сдавать ЕГЭ, а третий заработает школьную оценку.

Да, я предупреждаю за неделю. В понедельник приходим в школу, и я оповещаю. В конце недели в субботу Петров и Иванов сдают теорию, Сидоров и Орлов – задачи, Супрун и Гребенюк — шпаргалки, а Федоров и Гусарова – зачетки.

И пошла работа. Тот, кто оповещен, проверяет какие замечания были у него по тетради, ищет у кого проконсультироваться, свериться и списать. Исправляет ошибки и приводит свои дела в порядок. А те, к кому обращаются за помощью, еще сильней хлопочут и сопереживают, стараясь показать, рассказать и объяснить.

Всю неделю класс шуршит и идет работа над предметом. Одни у других списывают, а в это время вникают, расспрашивают и разбираются. К субботе они готовы и приносят свою работу на проверку. Проверка снова находит ошибки. Но человек готовился к проверке, он в теме, поэтому быстро разбирается в найденных ошибках. И снова правит, и дальше наводит порядок, и потихоньку разбирается лучше, понимает больше. Идет организованный учебный процесс.

Завуч полностью согласилась, а вместе с ней и вся школа. А мы с детьми получили официальное право громко говорить о том, что о проверках оповещают за неделю. О том, что школьники списывают друг у друга. И это было такое хорошее ощущение.

 

Эпизод пятый

Постучался ко мне новый Ученик. Обсуждаем вопрос онлайн занятий. Бабушка в тревоге:

— Нет, я не возражаю. Компьютер – это очень хорошо. И жизнь движется. Но Вы понимаете, он у нас такой хитрый! Спрячет что-нибудь под столом и будет списывать. А Вы и не увидите. Через камеру не все видно. Будет списывать. Ой, страшно онлайн.

— Нет, нет. Наоборот, мне нужно, чтобы он списывал. Нужно много списывать. Я сама делаю для него шпаргалку и тетрадку по теории, и мы оттуда все время списываем. Я сама говорю ему открывай, находи и списывай. Мне не мешает, если он списал – нужно, чтобы разобрался и объяснил. Женщина растерялась и сбилась с толку. Она меня не поняла.

А мы отработали год, подготовились к ОГЭ и успешно его сдали. И весь год списывали – то формулы, то решения не получившихся задач. Работа шла бойко и продуктивно в живом и активном режиме.

 

Эпизод шестой

Он у меня повторяется, как бывает повторяется сон. Нескончаемый сон. Нерешённый вопрос.

С седьмыми классами все просто. Предмет начинается с нуля. И сразу включается нужный сценарий.

Читаем условие задачи. Записываем дано – краткое условие. В шпаргалке подбираем те формулы, буквы которых совпадают с буквами в задаче. Обдумали, подобрали, а после этого выражаем, подставляем и решаем задачу. Это техническая работа и математические операции. Задачи решаются, а формулы автоматически запоминаются. Мы их не учим, мы с ними работаем, и мы над ними думаем.

Проблемы возникают со старшими. Решаем задачу, я говорю не вспоминай формулы, ищи их в шпаргалке. Как нужные подберем, так и будем думать над решением. А он не соглашается.
— Нет, нет. Подождите. Я знаю. Сейчас вспомню. Сейчас, секунду, я сам. Я не буду списывать.
Не уговоришь. Бьюсь головой об стену и не могу пробить. История без конца повторяется. Факт печальный.

Решая задачи нужно лавировать, скользить как лодочка по водной глади. Легко обходить углы, уходить от крутых берегов и подходить со стороны пологих. Нужно искать пути. У тебя же в руках шпаргалка – полный арсенал ключей ото всех замков. Покажи какой ключ подбирал, разбираемся почему он не подошел. Увидели причину несовпадения и стало понятно какой другой ключ сюда нужен. Так нет же, он остановился и не шевелится – я вспоминаю, я вспоминаю, я вспоминаю. И не вспомнил. И не решил. О-о о! Так это предмет тяжелый и задачи нерешабельные.

Какая ошибка! Нужно открывать сборник формул. Формулу нужно искать и переписывать из сборника в тетрадь. Но человеку очень трудно перестраиваться. Лучше со старта начинать в таком режиме. В школе я очень любила брать новую параллель от нуля, и вести физику от начала и до конца.

 

Эпизод седьмой

Разговариваем с директором математической онлайн школы, женщиной продвинутой и умной. И звучат слова:

— У нас все продуманно. Мы делаем так, чтобы дети были в отдельных комнатах (личные кабинеты — ЛК). Никто никого не видит и ничего списать не может. Технически нет такой возможности. И кураторы тоже за этим следят.

Я говорю, что использую другие подходы. И она задумывается. Но если он сдал списанную работу, как же мы это выясним? И как мы добьемся, чтобы он научился сам решать?

Не знаю как Вам, а мне этот вопрос нравится, очень нравится. Отпустить ситуацию и никому не мешать списывать. А сети расставить так, чтобы не разобравшийся и не решивший поставленной задачи не прошел. Проходит тот, кто разобрался и справился. И неважно списывал ли он при этом.

Пока писала эти строки пришла одна идея как можно выстроить такие «сети». Уже пошла пробовать…

 

Но Вы уже поняли мое мнение. Правильно?

Плохо, когда списал чужое произведение и выдал за свое. Это обман, плагиат, воровство. Неприятно быть обманутым еще хуже оказаться обворованным. Но это не про списывание. Происходит подмена понятий. Списывание – это не проступок, а нормальный вид деятельности. И в обучении – это нужный важный и мощный инструмент работы.

 Посмотреть отзывы моих Учеников 


Контакты в соцсетях: Попасть на сайт https://zai4ik.ru/ можно через FB. ОглавлениеПопасть на сайт https://zai4ik.ru/ можно через VK. ОглавлениеПопасть на сайт https://zai4ik.ru/ можно через OKПопасть на сайт https://zai4ik.ru/ можно через ЯндексДзен. ОглавлениеЯДзен


Людмила Гугава
Людмила Гугава
Учитель ФИЗИКИ, репетитор. Готовлю к ЕГЭ и ОГЭ. Помогаю школьникам и студентам.

Комментарии закрыты.

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.
Генерация пароля
Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.